Оценка

Оценка художественного произведения — сложный многогранный процесс, проводимый коллективом специалистов.

На ценообразование в изобразительном искусстве воздействует совокупность объективных и субъективных факторов. Это:

  • общепризнанный класс мастера;
  • принадлежность художника к определенной эпохе;
  • личная история автора (самобытность, миф, легенда);
  • уровень новаторства;
  • возраст произведения;
  • техника, в которой выполнена работа;
  • размер;
  • жанр, в котором выполнена работа;
  • наличие работ мастера в ведущих музейных коллекциях и галереях, а также в частных коллекциях известных людей;
  • оценка критиков;
  • участие в международных проектах;
  • частота проведения персональных выставок;
  • вхождение художника в авторитетные каталоги;
  • провенанс картины (от англ. provenance — происхождение, источник).

Стоит отметить, что существует значительная разница между коммерческой и духовно-культурной ценностью того или иного художественного произведения. Во всех смыслах экономическая сторона подхода представляется вторичной по отношению к художественно-эстетической. Но даже мнение узкого круга профессиональной публики (в лице искусствоведов, критиков и экспертов) не может быть единственно верным. Рынок формируют именно потребители, то есть каждый человек вправе судить о ценности произведения искусства, приобретая его по определенной цене или нет (порой действуя совершенно иррационально). В то же время, в условиях рынка произведение искусства рассматривается как продукт, и иногда вопрос значимости художественной реальности, как основной площадки для коммуникации художника и публики выноситься за скобки.