«Памятник какому транспортному средству стоит на улице Баумана в городе Казани?» — прозвучал недавно вопрос в интеллектуальной передаче «Своя игра». Знатоки в серебристых мантиях затруднились с ответом, хотя каждый, кто хоть раз побывал в нашем городе, с легкостью бы ответил: «Карете Екатерины Второй!».
Скульптуры из металла, украсившие Казань, сразу же стали ее достопримечательностью. Разве можно пройти мимо, не засмотревшись на фонтаны с забавными лягушками, тоскующей русалкой или голубями, которые, кажется вот-вот взлетят, напившись воды? И, конечно, все встречи в центре города назначаются под часами на площади им. Тукая, также, как когда-то москвичи встречались у Никитских ворот.
Все эти произведения искусства принадлежат мастерам Казанской творческой мастерской Союза художников РТ «Ирэк», которая, под руководством искусствоведа Вероники Братчиковой, в этом году отмечает свое десятилетие. И не только они. Шпили и искусные решетки в центре города, многие скульптурные композиции, как, например, летящие всадник и конь, символ казанского ипподрома, памятная композиция, посвященная целебной воде в санатории «Казанский», стали истинным украшением города, создающим его неповторимый стиль и изящество.
— Флюгеры в Казани были также популярны, как и в Таллинне. Но если прибалтийские уличные украшения известны и почитаемы, то о казанских многие даже не знают. – рассказывает художественный руководитель мастерской, заслуженный деятель искусств РТ Игорь Башмаков. – Все это потому, что они не популяризировались на открытках, почтовых марках, значках, символах, видеосистемах и других визуальных коммуникациях. Многое в искусстве художественной ковки было утрачено со временем, растеряно в трудные годы реформ. Но, несмотря на то, что трудные времена продолжаются, мы решили возродить кузнечное мастерство и вновь придать городу былую красоту. Благо для этого располагаем такой ценностью, как собственная кузница. Мы исследуем уцелевшие дома прошлого-позапрошлого веков, где сохранились элементы художественной ковки. Расспрашиваем жителей, собираем старые открытки. Так, кусочек за кусочком, восстанавливаем рисунки мастеров прошлого. Так мы смогли, например, реставрировать, придать первозданный вид балкону и решеткам мечети Марджани, всего по небольшой детали калитки, по наброскам архитектора Трифонова создать фонари фасада здания Государственного Банка.
Сейчас благоприятная обстановка, чтобы соединить индустриальные достижения с возрожденными местными культурными ремеслами. Ведь жизнь, как и город, нужно украшать не только внешне, но и благоустраивать внутреннее пространство. Так, по моему мнению, истинный комфорт и культура быта выражается в частых, уютных дворах с балконами, балюстрадами, фонтанами и фонарями, украшенными, как в былые времена. Поэтому мы с удовольствием принимаем заказы не только города, но и частных клиентов.
Десять лет, казалось бы, такая небольшая дата для тысячелетнего города. Но за эти годы именинница преобразилась так, что те, кто не был в Казани хотя бы пару лет, вернувшись, просто ее не узнают. Столица обрела былую индивидуальность и очарование, неповторимый стиль сочетания загадочного востока и решительного запада. И во многом это произошло благодаря искусству художников и архитекторов творческой мастерской Союза художников РТ «Ирэк», вдохнувших новую, достойную жизнь в шумные улицы вечно молодой Казани.