Искусство, необходимое каждый день

М. Ильина, В. Чуркина

Газета «Вечерняя Казань», 24 января 1983 г.

Недавно в Союзе художников ТАССР состоялся важный разговор о проблемах декоративно-прикладного искусства. В нем приняли участие художники, искусствоведы, научные сотрудники Казанского института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова. С докладом выступила Ф. Гулова.

— Декоративно-прикладное искусство нашей республики имеет несомненные успехи, — сказала она. – Мы не раз имели возможность видеть работы художников на всевозможных выставках, особенно наглядно видно творчество дизайнеров.

Выделяются красотой и самобытностью гобелены Г. Маликовой, Б. Губаля, А. Егорова. Интересны войлочные ковры художников из Бугульмы Д. и Р. Рахматуллиных.

Многие наши мастера – участники всесоюзных выставок. Так, в выставке «Художники – народу», посвященной 60-летию образования СССР, принимала участие группа художников-дизайнеров под руководством Е. Голубцова. Там экспонировался их проект оформления ресторана «Казань».

На этой выставке представлены также гобелены М. Кильдибековой, декоративные изделия из металла И. Башмакова и Г. Богородской, проект кинотеатра «Космос» в городе Лениногорске, выполненный Б. Губалем. Гобелен А. Егорова «Водопад» в настоящее время экспонируется на выставке «СССР – наша Родина», также открытой в Москве.

Однако успехи декоративно-прикладного искусства могли бы быть ощутимее. На совещании были названы причины, мешающие его полнокровному развитию. В их числе – трудности с кадрами, слабая связь художников с искусствоведами, утеря многих традиций старых мастеров, чьи творения живы и поныне.

Можем ли, скажем, мы представить себе Казань без ажурного кружева ее многочисленных кованых решеток, созданных талантливыми чебаксинскими умельцами? Сколько творческой фантазии вкладывали они в свои изделия! Им, в частности, принадлежат решетки на балконах здания библиотеки имени В. И. Ленина, ограда около детской больницы на улице Комлева и многие другие памятники старины. В сравнении с ними как убого выглядят современные решетки – маловыразительные, с примитивным узором, повторяющимся в сотнях экземпляров.

Заслуженной известностью в прошлом пользовались ювелиры Рыбной Слободы, чьи изделия были известны и в Средней Азии, и в Сибири, и даже за границей. Мастера чеканили, гравировали, делали насечку и инкрустацию, владели техникой плоской и бугорчатой скани. С давних пор славилось Среднее Поволжье и замечательными кожаными изделиями. Забыты традиции умельцев прошлого в искусстве керамики.

Изучить опыт художников прошлого, взять его на вооружение, развить и обогатить традиции народного творчества – это на сегодня одна из главных задач не только художников-прикладников, но и искусствоведов, этнографов, историков, всех, кто болеет душой за судьбы искусства Татарии. Решать эту проблему надо не откладывая.
Искусство необходимо нам каждый день – в быту и на производстве, дома, на улице, в парке. Искусство, наделяющее красотой самые простые, обиходные вещи, способно преобразить нашу жизнь. И оно должно получить всемерную поддержку и необходимые условия для полнокровного развития.